Что Что в действительности представляет собой ваш ребенок?

 

Раздражались ли вы когда-нибудь из-за того, что кто-то вас торопит?

Естественный ритм вашего ребенка гораздо медленнее, чем ваш собственный. У него нет чувства восприятия времени, характерного для взрослых. Дела не кажутся ему столь необходимыми и срочными. Он не может планировать будущее так, как это делаете вы. Ваш ребенок живет тем, что происходит с ним в конкретный момент.

Возникает ли у вас чувство обиды, когда кто-то указывает вам, что делать?

Желание быть независимым одно из самых сильных чувств вашего ребенка Он нуждается в вашей помощи и руководстве, но в то же время у него есть очень большая потребность быть независимым, т.е. делать что-либо самостоятельно и так долго, как он того желает.

Испытывали ли вы когда-нибудь разницу между чтением или слушанием и непосредственным контактом с миром?

Маленький ребенок познает мир через призму собственных чувств. Чувства вашего ребенка очень сильные: запахи, звуки, формы, цвета и вкусовые ощущения – все это является новым и волнующим для него. Он узнает мир через физический контакт с предметами этого мира.

Помните ли вы свои переживания, когда кто-то причинил вам боль?

Маленький ребенок очень чувствителен. Ваш ребенок ещё не научился контролировать и выражать свои чувства так, как это могут делать взрослые, ребенок скрывает обиду, или выражает её противоречивым, раздражительным поведением.

Считаете ли вы, что смогли бы научиться играть в теннис, читая книгу, наблюдая за другими или слушая кого-то, рассказывающего вам об этой игре?

Маленькие дети обучаются непосредственно через действие. В то время, как взрослые могут научиться некоторым вещам, читая, наблюдая или слушая информацию, ваш ребенок почти всему обучается только через собственное действие. Он активно развивается умственно и физически, интенсивно тренируя свое тело и ум.

Хорошо ли вы себя чувствуете, когда окружающая вас среда аккуратна и правильно организована?

У вашего ребенка есть сильное стремление к порядку. Ему необходимо жить в среде, где каждая вещь имеет свое собственное место. Он нуждается в определенном режиме, который вносит порядок в его жизнь. Маленький ребенок может быть глубоко расстроен беспорядком, он даже может заплакать, когда что-то окажется не на своем месте, часто не осознавая причину своего огорчения.

Обижались ли вы, когда ваш друг, возможно, не сознательно оскорбил вас?

Ваш ребенок обладает сильно развитым чувством собственного достоинства. У него нет чувства перспективы, присущего взрослому. Он не может отстранить от себя личную обиду, проанализировать или объяснить её самому себе. Для вашего ребенка любое ущемление его достоинства является отрицанием его как личности.

Был ли когда-нибудь в вашей жизни человек, которым вы восхищались и пытались ему подражать?

Ваш ребенок обучается главным образом через подражание взрослым, которые ему близки. Родители маленького ребенка являются для него образцом, которому он подражает в процессе познания жизни. Его отношение к родителям во многом напоминает поклонение кумиру. Он копирует «взрослые»действия и отношения, а также запоминает многое из того, что видит и что позже использует в своей взрослой жизни.

Получали ли вы удовлетворение, когда узнавали что-то новое?

Основным стимулом маленького ребенка является естественная необходимость роста и развития. Мир, который абсолютно неизвестен вашему ребенку, должен быть исследован им.  Каждый новый предмет, который он открывает и о котором узнает, помогает ему в познании мира и взрослении.

Помните ли вы то удовольствие, которое вы испытывали, приобретая какое-либо умение, и желание повторить его снова и снова?

Повторение – важный процесс, благодаря которому обучается ваш ребенок. Вполне естественно, что ребенок повторяет некоторые действия много раз подряд. Таким образом, он может полностью овладеть ими. Он повторяет действия также потому, что они незнакомы и интересны ему. Он восхищен тем, что благодаря его действиям может что-то произойти, что он контролирует мир вокруг себя.

Просыпались ли вы когда-нибудь с мышцами, ноющими после выполнения нового физического упражнения?

Мышцы маленького ребенка совсем не развиты. Вашему ребенку нужно долго расти и упражнять свои мускулы для полного их развития. Рост и изменение тела ребенка происходит постепенно. В связи с этим ребенок иногда не может выполнить то или иное упражнение.

Замечали ли вы, что при глубокой сосредоточенности ваше обучение проходит быстрее и лучше и с большей степенью удовольствия?

Ваш ребенок обладает естественной способностью концентрировать свое внимание на одном предмете. Способность ребенка сосредоточиваться позволяет ему полностью вовлечь себя в изучение чего-либо. Если его не прерывают, его сосредоточение на предмете может длиться достаточно долго.

Чувствовали ли вы полное удовлетворение в результате  хорошо выполненной вами работы?

Маленький ребенок предпочитаем работать, а не играть. Имея выбор, ваш ребенок предпочтет игре выполнение «настоящей» работы, такой, как уборка, приготовление пищи или садоводство. У детей есть глубокая любовь к работе, и они страстно желают разделить тяготы взрослого мира, выполняя значимую и необходимую работу. Они хотят участвовать в жизни семьи и помогать заботиться о её членах и окружающей их среде.

Чувствовали ли вы, что никто по-настоящему не понимает вас так, как вы понимаете себя сами?

Ваш ребенок «эгоцентричен», это значит, что он главным образом знает о своих собственных чувствах и желаниях, и у него ещё не развито, истинное понимание чувств  других людей. Настоящее чувство понимания и внимательного отношения к другим – это качество, присущее взрослым, которое развивается многие годы. Новорожденный ребенок знает только себя, самого. В течение многих лет в результате социальных контактов ребенок постепенно развивает свои представления о других.

Чувствовали ли вы небольшое сожаление после того, как закончили выполнение очень увлекательной работы?

Ваш ребенок главным образом заинтересован процессом выполнения дел, он не очень заботится о конечном результате.Хотя конечный продукт может понравиться ребенку и вызвать в нем чувство успеха и завершенности действия, но настоящее удовольствие ребенок получает от процесса самостоятельного выполнения работы. Заинтересованность в достижении поставленных задач, присущая взрослым, не поглощает внимания маленького ребенка, он целиком и полностью вовлечен в настоящий момент выполнением действия.

Приходилось ли вам когда-нибудь почувствовать, что вы уже «не молоды» для того, чтобы изучить что-нибудь новое?

У маленького ребенка есть определенные сензитивные периоды, когда ребенок наиболее восприимчив к тем или иным способам, видам деятельности. В жизни ребенка сензитивные периоды длятся определенное время.  Для взрослых очень важно определить это время и помочь ребенку в овладении необходимой деятельностью в наилучший для него период.

 

 

В чём нуждается Ваш ребенок?

 

Вашему ребенку необходимы любовь, сердечное тепло, защита.

Маленький ребенок во многом зависит от взрослых, и самое главное для него – чувствовать, что взрослые любят его и заботятся о нём. Улыбка, поцелуй, объятие выражают вашу любовь к ребенку и являются жизненно необходимыми для его развития. Эти знаки любви должны быть всегда естественными и никогда не навязываются ребенку.

Вашему ребенку необходимо, чтобы к нему относились с уважением.

Он должен чувствовать, что он считается уважаемым членом своей семьи, что его собственные чувства и мысли важны и заслуживают внимания. Это совсем не означает, что он должен «добиваться своего», у ребенка нет стремления тиранить, а есть только желание участвовать в жизни семьи.

 Вашему ребенку требуется понимание.

Хотя вы не всегда можете согласиться с ним, вашему ребенку важно чувствовать, что вы его понимаете. Найдите время для того, чтобы выслушать ребенка, обдумать, а, возможно, и измениться в ответ на его мысли и чувства. Именно это помогает вашему ребенку развить чувство собственного достоинства, и его любовь и уважение к вам возрастает.

 Вашему ребенку необходима свобода для исследования окружающего мира.

Ваш ребенок нуждается в открытом пространстве, как в доме, так и на улице, в котором можно передвигаться совершенно свободно.

 Вашему ребенку необходима свобода для познавательной деятельности.

В окружающей его среде должны быть такие предметы, которые ребенок мог бы свободно брать руками и манипулировать ими без помощи взрослых.

 Ваш ребенок нуждается в разумных правилах и ограничениях, которые вводятся в его жизнь четко и последовательно.

Ребенку необходимы ваши знания в плане социального общения. Его нужно научить жить в согласии с другими людьми. Правила и ограничения должны быть разумные и гибкие, обоим родителям необходимо согласовать эти правила между собой.

 У вашего ребенка должно быть достаточно времени для исследования мира и развития самостоятельности.

Ребенка не следует торопить, так как его восприятие времени отличается от восприятия времени взрослого. Позволяя ребенку исследовать мир не торопясь, вы даёте ему возможность изучать предметы и явления в естественном для него темпе. Ребенку необходимо достаточно времени для выполнения самостоятельных действий без вмешательства взрослых.

 Ваш ребенок нуждается в упорядоченной среде и определенном режиме.

Маленькому ребенку мир представляется хаосом непознанных вещей. Подрастая, он исследует свой мир и многое узнает о нем. Для того чтобы понять смысл окружающего, ребенку необходима упорядоченная среда и атмосфера, в которой он живёт и развивается. Родители, которые обеспечивают такой порядок для своего ребенка, помогают ему развиваться естественным, здоровым образом, помогают в понимании и познании жизни.

 Для достижения успехов у ребенка должны быть возможности.

Всякий раз, когда ваш ребенок в чем-либо преуспевает, у него возникает чувство удовлетворения, которое побуждает его продолжать попытки в познании мира. Взрослые могут обеспечить РУКОВОДСТВО, которое позволит ребенку на собственном опыте испытать множество удач и для контраста несколько неудач.

 Ваш ребенок нуждается в похвале и поощрении.

Искренняя похвала и поощрение со стороны взрослых помогают вашему ребенку чувствовать себя уверенно. Ребенку не требуется слишком много похвалы или фальшивого восторга. Но несколько искренних, теплых слов или жестов, оценивающих его усилия или личные качества, очень важны для вашего ребенка.

 Вашему ребенку важно понять, «кто он» и осознать, что он уникален.

Каждый из нас чем-то отличается от других. Ощущение своей неповторимости и уникальности важно для развития вашего ребенка. Ему необходимо почувствовать свою особенность в чем-либо, а также, чтобы это было признано другими, в первую очередь, родителями.

 Ваш ребенок нуждается в общении с людьми.

Маленькому ребенку недостаточно только присутствие других людей. Ему нужно взаимодействовать с ними, делать что-либо совместно. Ваш ребенок хочет, чтобы вы уважали его как личность и включали в свою жизнь. Ему необходимо, чтобы другие дети и взрослые были рядом с ним, это помогает ему научиться контактировать и получать удовольствие от общения с разными людьми.

 Вашему ребенку необходима окружающая среда, которая стимулирует его развитие.

Маленький ребенок проявляет безграничное любопытство. Ему необходима развивающая, окружающая среда, где бы он мог свободно исследовать и изучать. Такая среда создается преимущественно родителями. Они могут обеспечить ребенка соответствующими материалами дома, а также посещать с ним другие интересные места. Как и во всем, важен разумный баланс – чрезмерной стимуляции нужно избегать. Вашему ребенку необходимо время для того, чтобы исследовать что-либо, прежде чем он будет готов к изучению следующего неизвестного предмета.

 Чтобы развивать свой ум и тело, ваш ребенок нуждается в правильно организованной окружающей среде.

Поскольку ваш ребенок познает мир главным образом посредством органов чувств, переходя от одного уровня сложности познания к другому, ему нужна окружающая среда, соответствующая потребностям его развития на данном этапе. Познание ребенком окружающего мира будет осуществляться естественно и без особых усилий, когда вы знаете, какими предметами, материалами его следует обеспечить. Он будет обучаться самостоятельно при минимуме руководства с вашей стороны.

 

 

Как вы можете помочь вашему ребёнку?

 

Относитесь к вашему ребёнку с уважением и пониманием.

Когда ребёнок хочет рассказать вам что – либо, будьте готовы выслушать его. Присядьте так, чтобы возник контакт на уровне глаз. Постарайтесь понять мысли и чувства вашего ребёнка и принять их во внимание в вашей семейной жизни. Помните: то, что кажется незначительным для вас, может быть очень важным для ребёнка. Обсуждайте, по возможности, с вашим  ребёнком планы и решения семьи. Дайте ему почувствовать, что он важный член своей семьи.

Будьте гибкими в отношениях с вашим ребёнком.

Маленькие дети растут и развиваются очень быстро. Родителям необходимо соотносить свои правила и требования с меняющимися потребностями ребёнка.

Вводя определённые правила, позаботьтесь, чтобы они были чёткими и разумными.

Ребёнка следует познакомить со всеми правилами, давая краткие разъяснения в случае необходимости. Если правила тщательно продуманы и постоянны, он принимает их без затруднений. Если ребёнок не принимает правила, их следует ещё раз обдумать и внести возможные изменения. Часто семейные обсуждения правил, в которых участвует ребёнок, помогают ему их лучше усвоить.

Имейте в виду, что восприятие времени у ребёнка медленнее вашего.

Когда ваш ребёнок рядом с вами, постарайтесь выполнять дела медленно и обдуманно. Спланируйте всё заранее таким образом, чтобы вам не пришлось торопить вашего ребёнка. Расскажите ему подробно о предстоящем событии, например, о посещении магазина, чтобы ребёнок мог внутренне подготовиться к нему. Планируйте ежедневно совместную деятельность с вашим ребёнком. Она должна быть спокойной и приятной для вас обоих. Времени должно быть достаточно, чтобы ребёнок смог довести начатое дело до конца. Если деятельность становится слишком сложной или утомительной, помогите ребёнку завершить её.

Никогда не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно.

Позволяйте ребёнку действовать и поощряйте его, когда он стремится выполнить те действия, к которым готов. Учите его самостоятельно есть, одеваться, выполнять несложную работу, такую, как вытирание пыли, уборка листьев в саду, полив растений и т. д. Покажите ребёнку каждое действие медленно и просто, употребляя как можно меньше слов. Дайте возможность освоить действие и время поупражняться. Не исправляйте ошибки! Если вы видите, что ребёнок ещё не готов к некоторой деятельности, повторите показ ещё раз через некоторое время. Разрешайте ребёнку выполнять домашние дела, если он этого хочет, но никогда не заставляйте делать что – либо насильно. Не переделывайте работу вашего ребёнка в его присутствии, принимайте всё, что он способен сделать доброжелательно.

По возможности обеспечьте вашему ребёнку свободу выбора.

Уважайте индивидуальность ребёнка и его потребность в свободе. Вы можете спросить ребёнка, какое мороженое он хочет: ванильное или шоколадное; хочет ли он поиграть с другом во дворе или пойти в парк; какую рубашку он хочет надеть: красную или голубую; хочет он положить на стол салфетки или расставить стаканы. Умение делать выбор – важная задача становления личности.

Создавайте вашему ребёнку условия для достижения успеха.

Предлагайте ребёнку виды деятельности, с которыми он уже способен справиться. Помогите ему освоить новые действия, показывая их медленно и детально. Каждый раз после показа предоставьте возможность повторить эти действия самому. Хвалите ребёнка за удачи, игнорируйте ошибки, устраните трудности, с которыми ребёнок не может справиться самостоятельно. В выборе занятий для ребёнка руководствуйтесь его интересом, так как настоящий интерес – сильнейший стимул к обучению.

Постарайтесь занять доброжелательную позицию во взаимоотношениях с вашим ребёнком.

Замечания делают вашего ребёнка неуверенным в себе. Найдите другой путь общения с ребёнком, отказавшись от употребления таких слов, как «не делай», «не можешь», «не должен», «неправильно», «нельзя». Если ребёнок стучит кулаками по столу, спокойно объясните ему, что стол предназначен для еды, а свои руки он может поупражнять, работая с глиной, и предложите ему это занятие. Если ваш ребёнок, вытирая стол, не заметил пятна, вам следует только указать на него или сказать: «Ещё одно пятно убрать, и стол будет безупречно чистым».

Когда вы разговариваете со своим ребёнком, ваша речь должна быть точной, лаконичной.

Маленький ребёнок постоянно изучает новые слова, расширяя свой словарный запас и совершенствуя  умение общаться. Помогите вашему ребёнку изучить названия окружающих его предметов, употребляя их в своей речи. Вместо фразы: «Дай мне, пожалуйста, вон ту вещь, которая лежит вон там», следует сказать: «Дай мне, пожалуйста, красную книгу, которая лежит на краю стола».

Всякий раз, когда это возможно, позволяйте вашему ребёнку использовать реальные предметы.

Ваш ребёнок предпочитает использовать предметы, которые он часто видит у взрослых. Небольшого размера совок для мусора и щётка, маленький тазик и губка – отличные обучающие средства работы по дому для ребёнка. Освоение и выполнение важной работы вызывает у него подлинное чувство удовлетворения. Игрушки, которые выглядят как настоящие предметы, но не действуют как реальные, расстраивают ребёнка, приводят его в замешательство. Он может почувствовать себя неспособным использовать настоящие реальные предметы.

Родители являются для ребёнка образцом, с которого он копирует модели поведения.

Родители должны осознавать то огромное влияние, которое они оказывают на жизнь ребёнка и формирование его личности. Ваш ребёнок проводит большую часть своего времени в вашем присутствии. Он учится, глядя на вас и подражая вам. Если вы хотите, чтобы он был любящим, честным, великодушным, аккуратным – будьте сами такими. Когда ребёнка постоянно шлёпают или ругают, он учится вести себя так же по отношению к другим.

Позволяйте вашему ребёнку общаться с другими детьми.

Самостоятельное общение ребёнка с другими детьми поможет вашему ребёнку научиться ладить с другими людьми и получать удовольствие от их общества. После 3-4 лет такие контакты способствуют его интеллектуальному росту и необходимы для социального развития.

Создайте вашему ребёнку окружающую среду, которая соответствует его потребностям.

Родители, которые знают возможности своего ребёнка,  могут предоставить ему материалы и виды деятельности, наиболее способствующие его развитию. Педагогические книги, журналы и непосредственно учителя помогут вам в этом.  Небольшой таз с водой, несколько пластиковых бутылок, губки, воронки для переливания,  коробка с песком, ведро, совок, бидон, ракушки и галька для сортировки и счёта, пластилин, скалка, пуговицы – это всего лишь несколько предложений.  Хорошо, если у вашего ребёнка будет своё место для работы.

Подыщите хорошее дошкольное учреждение для вашего ребёнка.

По материалам Терри Мэлоу "Монтессори и Ваш ребёнок"


 

Мифы о системе Монтессори


Начало 90-х годов явило нам возрождение системы Марии Монтессори в России. Медленно, но верно формируется в нашей стране положительный образ популярной во всём мире методики воспитания и развития детей. Но до сих пор существуют заблуждения по поводу этой уникальной системы.

Остановимся на 5-ти особенно устойчивых.

1-е заблуждение. Эта система годится только для детей с особенностями развития.

Базируется это заблуждение на том факте, что первоначально М.Монтессори действительно работала с детьми с отставанием в развитии. Использовала она сенсорные материалы известного в то время врача психиатра Э.Сегена. Исследовала и применила на практике его методы работы с детьми, творчески их переработав. Много материалов придумала сама. В результате стала формироваться система, позволяющая ребёнку развиваться в присущем ему темпе. Особые методические приёмы позволяли даже таким детям чувствовать себя успешными и уверенными в своих силах. А, когда они показали результаты, сравнимые с результатами детей обычных школ, это навело Марию Монтессори на мысль о том, что система универсальна, т.е. она действует эффективно независимо от того, быстро ребёнок развивается или медленно.

Именно в это время она знакомится с фабрикантом Э.Таламо, который финансирует создание школы нового типа. Это не было актом благотворительности богатого человека. Фабрикант был заинтересован в обучении своих будущих рабочих. А эта новая система обучения позволяла надеяться на высокий уровень знаний и, что самое главное, на умение будущих специалистов действовать и мыслить самостоятельно.

Мария реализует свои идеи на этой уникальной экспериментальной площадке. Её система свободного воспитания и развития ребёнка становится одной из самых популярных в мире. Потому что эта система даёт возможность полностью выявить и реализовать способности ребёнка. И не важно талантливый ли это ребёнок, ребёнок обычных способностей или ребёнок с особенностями развития.

2-е заблуждение. Это молчаливая методика.

Одно из правил для взрослого, работающего с ребёнком, М.Монтессори действительно сформулировала так: «Веди счёт словам своим». Означает это вот что. Когда взрослый показывает ребёнку упражнение с тем или иным методическим материалом, в большинстве случаев достаточно просто показать, чтобы ребёнок повторил действия взрослого. Опыт работы с детьми показывает, что комментарии в этот момент мешают ребёнку сосредоточиться.

Такой пример: когда дети играют в песочнице и рассыпают песок на пол, педагог берёт щётку и совок и подметает пол. Если ребёнок испугался, ему спокойно говорят: «Не беда, пол можно подмести. Посмотри, как я это делаю». Через какое-то время ребёнок в подобной ситуации сам берёт совок со щёткой и подметает пол.

Есть ещё очень важный момент в самостоятельной работе или игре ребёнка – это момент концентрации внимания. В этот момент даже слова похвалы могут разрушить это очень важное для ребёнка состояние. Дети 3-х – 6-ти лет в школе Монтессори сами ощущают важность этого момента. Даже, если они наблюдают за работой другого ребёнка, они делают это молча.

 Что же касается развития речи, то системой предусмотрены особые упражнения, предназначенные для формирования грамотной и связной речи. А старшие дети получают уникальный опыт публичных выступлений, делая сообщение или доклад на заинтересовавшую их тему перед детьми своей группы.

Нужно сказать, что большинство детей в школе Монтессори обычно рано начинают читать. Но, самое главное, они понимают, зачем им нужно чтение и сохраняют любовь к нему навсегда.

3 – е заблуждение. Дети так много знают и умеют, что им неинтересно в обычной школе.

В самом деле выпускники школы Монтессори большие эрудиты. Их интересы многообразны: от строения человека до теории возникновения вселенной. Многие умеют складывать 4-хзначные числа, знают таблицу умножения, возводят числа в квадрат, говорят и читают по-английски и ещё много всего.

Понятно, что эти дети идут в престижные школы. Родителям можно посоветовать только одно – искать не школу, а учителя. А, поскольку, родители за 3-4 года посещения школы Монтессори уже представляют, какого учителя они хотели бы для своего ребёнка, ошибки очень редки. Именно такой учитель сделает этого ребёнка своим помощником.

Ведь дети Монтессори могут организовать не только свою деятельность, но и помочь в этом другим. У них есть опыт оказания помощи малышам и друг другу, они терпеливы и доброжелательны. Они знают, что ошибка позитивна, и, поэтому, терпимы к чужим ошибкам. Они умеют договариваться и принимают помощь, если сами не могут с чем-то справиться. Они не кичатся своими успехами, поэтому вызывают уважение у взрослых и сверстников. Они много умеют и хотят этим поделиться.

4 – е заблуждение. Занятия в классе Монтессори в течение 1-2 часов утомляют ребёнка.

Нужно сказать, что класс Монтессори очень отличается от привычного школьного класса. Здесь нет парт и доски, к которым мы так привыкли в школе. Здесь лёгкие столы, которые могут перенести два ребёнка в любое подходящее для работы место. Вдоль стен стоят полочки, на которых расположены дидактические материалы Монтессори – то, с чем работают дети во время занятий. Очень важно для настоящего класса Монтессори большое свободное пространство. На этом пространстве дети могут устроиться со своей работой прямо на полу, используя для этого небольшие коврики. Дети могут работать даже лёжа.

Свободно передвигаясь по классу, ребёнок сам выбирает на полочках интересующий его материал, находит подходящее место для работы. Ребёнок сам решает, будет ли он делать свою работу в течение нескольких минут или на протяжении всего занятия. Будет ли он заниматься с учителем, с другом или самостоятельно. Короткие индивидуальные уроки, которые проводит учитель, длятся, пока ребёнок сохраняет к нему интерес.

Если же ребёнку хочется побыть одному, он может уединиться в отгороженном от общей комнаты «закутке» с мягким креслицем, подушками и множеством книжек. Можно просто побродить по классу, наблюдая за работой других детей, а потом опять приняться за свою.

Ребёнок сам выбирает для себя режим работы, и, конечно же, он себя не перегрузит никогда.

5 – е заблуждение. Если ребёнок в школе Монтессори делает всё, что ему нравится, он не сможет подчиняться правилам обычной школы.

Под свободой у Монтессори подразумевается не вседозволенность, а свобода выбора. Дети сами выбирают материал, с которым будут заниматься. Выбирают и место, где они устроятся. И заниматься они будут столько, сколько захотят. Но юные студенты Монтессори живут по правилам, которым они быстро и охотно начинают подчиняться.

Правила эти понятны детям, потому что они помогают им сосуществовать так, чтобы всем было удобно. Ребёнок обходит коврики, на которых работают другие дети, чтобы не разрушить только что возведённую башню или не перемешать буквы в выложенном на коврике слове. И у него появляется уверенность, что и его работу не сломают, не испортят. Что ж, очень понятное правило. Другое правило: разговариваем в классе во время работы тихо. Тогда всем будет слышно, и никто никому не будет мешать.

Разумность этих правил не подлежит сомнению. И дети начинают понимать, что так жить легче. Когда же они попадают в начальную школу, они очень легко принимают новые правила. Ведь они по собственному опыту знают, что правила помогают, а не мешают.

Уже сейчас есть общеобразовательные школы, где учителя не понаслышке знают, а на собственном опыте убедились в необыкновенной работоспособности, самостоятельности и ответственности этих детей Монтессори. И, конечно же, ждут их.

Автор: Хилтунен Елена.