Мария Монтессори

Мария Монтессори – итальянский психолог, философ, врач. Родилась она в Италии в городе Чиравале 31 августа 1870 года.  Мария была единственным ребенком в семье. Её отец – высокопоставленный государственный чиновник – и мать, происходившая из старейшего итальянского рода Стопани, в котором было немало учёных, делали всё, чтобы дочь могла реализовать себя как личность. Не стоит забывать, что в строгой католической Италии XIX века такое желание не соответствовало традиционному положению женщины.

Учеба давалась Марии легко, а настойчивость помогла преодолеть все преграды: в 13 лет её приняли в техническую школу для юношей, в которую девушек не принимали. Возможно, после этой первой победы Монтессори решила, что сделает всё от неё зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося.

Основным предметом, которым увлекалась Мария, было естествознание. Это и определило последующий выбор Монтессори – медицина. В своей стране она стала первой женщиной-врачом. До этого в Италии медицина была привилегией мужчин.

Ещё в студенческие годы, работая в университетской клинике, она не раз наблюдала за умственно отсталыми детьми. Они были лишены не только книжек и игрушек, но и элементарного человеческого тепла.

Мария Монтессори неоднократно задавалась вопросами: что было бы, если бы дети с ограниченными возможностями, дети, которых отвергло общество, оказались в иной среде? Быть может, если бы они не были заперты в стенах больницы, имели игрушки и книжки, если бы им уделяли внимание взрослые, родители и педагоги, они смогли бы догнать в развитии своих здоровых сверстников?

В те годы это были поистине крамольные мысли: до двадцатого века психически больных людей не лечили, а лишь изолировали в психиатрических лечебницах, условия жизни в которых мало чем отличались от тюремных, и уж, тем более, никому не приходило в голову видеть в них личность.

Изучив труды французских психиатров Эдуарда Сегена и Гаспара Итара, Монтессори приходит к выводу, что слабоумие – это проблема в большей степени педагогическая, чем медицинская, а значит, решать её надо не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.

Мария провела исследования в Институте экспериментальной психологии при Римском университете, а в 1900 возглавила только что открывшуюся ортофреническую школу – первое учебное заведение в Европе для детей с отклонениями в развитии.

Поскольку многие дети плохо говорили, Монтессори разработала систему упражнений, которые развивали речь благодаря тренировке мелкой моторики пальцев. Из-за того что дети с задержкой развития плохо понимали объяснения учителей, были придуманы специальные пособия и игры, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного сенсорного опыта. Каково же было удивление учителей, родителей и самого автора методики, когда спустя некоторое время оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы. После таких результатов Монтессори задумалась о несовершенстве общей системы образования.

Школа Монтессори

Мария начала изучать педагогику развития здорового ребенка и в 1907 году в одном из кварталов Рима открыла первый Дом ребенка, директором которого стала сама. Вся работа педагогов в этом заведении строилась по принципам, предложенным Монтессори.

Дом ребенка был обустроен и оборудован так, чтобы дети разного возраста чувствовали себя в нем уютно и удобно. Дети в Доме ребенка находились с 9 часов утра до 16 часов вечера, совмещали свободные игры с молитвами, а разнообразную познавательную деятельность с пением. Здесь все было приспособлено к тому, чтобы приучить ребенка к самостоятельности и помочь ему всесторонне развиваться и совершенствоваться.

Для занятий были сделаны специальные дидактические материалы, разработанные Монтессори и её помощниками. Пособия постоянно совершенствовались. Эти материалы были устроены таким образом, чтобы ребенок самостоятельно мог обнаружить и исправить свои ошибки, развивал волю и терпение, наблюдательность, приучался к самодисциплине, но самое главное – проявлял собственную активность. День  за днем наблюдая за детьми разного возраста, Монтессори внедряла дидактические пособия и материалы, выбирала оптимальную форму столиков и стульчиков. Есть сведения, что более семидесяти процентов материалов она в процессе экспериментов отбраковывала, оставляя лишь то, что давало действительно очень хорошие результаты.

В Доме ребенка взрослым не требовалось указывать на промахи детей и их самоуважение не ущемлялось. Монтессори и её помощники не раз отмечали, что дружелюбная атмосфера хорошо влияет на детей: они начинают с удовольствием заниматься, активно интересуются предметами вокруг, у них формируется положительное социальное поведение.

Уже в 1909 году стало ясно, что эксперимент Монтессори оказался успешным. Её метод начал активно внедряться в жизнь. Открываются курсы по Монтессори-педагогике. К Марии приезжают педагоги из разных стран, в том числе и из России. Педагог Юлия Фаусек, которая первой в России открыла монтессорианский детский сад, тоже встречалась с Марией Монтессори.

Монтессори  начала совершать поездки по разным странам мира. Её лекции пользовались феноменальным успехом. Куда бы она ни приезжала, всюду возникали детские учреждения, работавшие по её системе. В 1929 году вместе со своим сыном Мария организовала «Международную Монтессори-ассоциацию» (AMI – Association Montessori Internationale), которая действует и поныне.

В 30-е годы, когда в Италии прочно укрепился режим Муссолини, Мария Монтессори уехала из страны и жила в Индии. В годы войны она продолжает развивать свои идеи, строит следующую – школьную ступень своего метода для детей 6-12 лет. Здесь ею создаётся концепция космического воспитания ребенка.

Свои последние годы жизни педагог-новатор провела в Голландии. Умерла Мария Монтессори 6 мая в 1952 году за несколько месяцев до своего 82-летия. Она похоронена в маленьком городке Нордвиг на католическом кладбище.

Сегодня метод Марии Монтессори – один из самых распространенных в мире, получивший колоссальное признание. Во многих странах Европы он является основным в системе преподавания в начальных школах. В России создана «Российская ассоциация Монтессори-педагогов», на основе метода работают многие детские сады и развивающие группы.

Педагогика Монтессори выдержала проверку временем, специалисты утверждают: система дает возможность глубже понять себя и ребенка, проявить уважение, понимание и любовь к маленькому человеку, воспитать не просто интеллектуала, а творчески мыслящую личность.

 

Монтессори-метод состоит из многих аспектов, что требует хорошо подготовленных Монтессори-учителей с большим опытом работы. Но основные идеи и концепции системы доступны пониманию многих.

Мария Монтессори была уникальной в понимании маленьких детей.

Её метод стал известен миру и используются во многих странах. Её понимание внутреннего мира ребенка и её идеи помощи в формировании всесторонне развитой личности остаются значимыми и сегодня. Монтессори-направление предлагает разумную, структурную систему, которая позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям, используя специально разработанные Монтессори-материалы под руководством Монтессори-учителя.

Монтессори-система состоит из трех основных частей: ребенок, окружающая среда, учитель.

В центре внимания педагогической системы - ребенок. Мария Монтессори основывала свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях и понимании его таким, каков он есть, а не таким, каким он может или должен быть в представлении о нем взрослого. Затем доктор Монтессори разработала специальную окружающую среду, которая помогает ребенку развиваться самостоятельно и естественно. Она видела роль учителя как руководящего деятельностью, а не обучающего, поэтому она предпочитала использовать термин «руководительница» вместо «учитель».

Монтессори-метод позволяет ребенку легче проходить путь познания, так как знания приобретаются им  в деятельности. В основном, он учится сам. В пределах определенной организации среды ребенок может выбирать работу, которая привлекает его и соответствует его внутренним интересам. Он может упражнять свои чувства свободно и спонтанно; и испытывает удовольствие и энтузиазм от своей деятельности, потому что он делает то, что он хочет делать, а не то, что ему кто-то укажет.

Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности. Монтессори-метод развивает у него любовь к познанию и устойчивую мотивацию к продолжению учебы. Это позволяет  ребенку расти и развиваться естественно, без насилия со стороны взрослого.

«Учитель» вашего ребенка – Монтессори-окружающая среда.

В Монтессори-школе  ребенок учится самостоятельно через использование специально разработанных Монтессори-материалов. Монтессори-материалы привлекательны, просты в применении, соответствуют возрастным параметрам ребенка. Самоконтроль, заложенный в материалах, дает возможность ребенку увидеть собственные ошибки. В этом случае взрослому нет нужды указывать на них и самоуважение ребенка не ущемляется.

Ребенок учится работать один или вместе с другими детьми, и этот выбор обычно делает он сам. Он учится следовать «основным правилам» класса и может напоминать другим детям о необходимости соблюдать эти правила.

У  ребенка есть много возможностей для успеха в связи с тем, что он может выбирать занятие и работать в собственном темпе, так как Монтессори-класс не  место для соревнований. Он также имеет доступ к растениям и животным и может заботиться о них.

Монтессори-класс охватывает множество зон.

Зона практической жизни – имеет особенное значение для маленьких детей. Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок научится ухаживать за собой и своим окружением. Ваш ребенок научится пересыпать крупу и переливать воду, мыть стол, чистить зеркало. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки…), научится самостоятельно одеваться и многому другому.

Зона сенсорного развития предоставляет ребенку возможность развивать свои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов, познакомиться со свойствами материалов.

Зоны – языковая, математическая, географическая, естественно-научная – обеспечены материалами, основной целью которых является умственное развитие ребенка. Двигательные упражнения дают вашему ребенку физическое развитие и помогают ему в осознании своего тела и его возможностей. Многие Монтессори-школы вносят в окружающую среду такие зоны, как музыкальная, искусства и танцев, иностранного языка, способствующие дальнейшему обогащению общего развития  ребенка.

У Монтессори-учителя много обязанностей.

В группе «Вместе с мамой» роль учителя в основном отводится взрослому, который непосредственно занимается с ребенком. Взрослый должен быть проницательным наблюдателем и должен иметь четкое представление об индивидуальном уровне развития ребенка. Он решает, какие материалы больше подходят ребенку для работы в данный момент и помогает ему оптимально их использовать. Взрослый вмешивается в деятельность ребенка только в том случае, если это необходимо. Он должен быть гибким и быть в состоянии находить новые способы для оказания помощи ребенку. Ребенок обращается к учителю как к доброжелательному помощнику и руководителю, как к тому, кто всегда рядом в случае необходимости, но главным образом как к тому, кто может помочь ему сделать что-либо самостоятельно.

Монтессори-класс включает детей разного возраста.

Определяя своего ребенка в класс, где находятся дети разных возрастов, вы способствуете более высокому уровню учебных возможностей.

Когда ребенок впервые начинает учиться, ему помогают старшие, более опытные дети. Позже он сможет помогать другим, имея сформированные учебные навыки.